Виртуальное объединение учителей биологии Куединского района

Инфекционные болезни дыхательных органов, их профилактика" 8 класс автор Миндиярова Валентина Радмировна

 
 

Технология критического мышления  (авторы Чарльз Темпл, Дженни Стил, Кертис Мередит, Скотт Уолтер , 1997 год, США).

Тема   урока: Инфекционные болезни дыхательных органов, их профилактика.  

Класс: 8

Тип урока:  изучение нового материала

Форма организации работы с учащимися: парная, индивидуальная, фронтальная

Дидактические материалы: кластер, таблица, кроссворд

Конспект урока:

Цель:   познакомиться с инфекционными  заболеваниями, их особенностями, профилактикой и способами лечения.

 Задачи:

 Формирование общеобразовательных компетенций:

·        усвоение понятий  иммунитет, инфекция, инфекционные заболевания.

·         развитие навыков самообразования, умения работать с текстом, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи.

·        познакомить с характеристикой и профилактикой наиболее распространенных заболеваний органов дыхания, режимом во время болезни, гигиеной органов дыхания;

·        раскрыть пути передачи болезней через воздух.

 

Формирование коммуникативных компетенций:

·        развивать умение работать в  парах;

·        формировать чувство уважения к идеям и мыслям окружающих;

·        развивать умение донести до окружающих свои проекты и предложения.

 

Формирование личностно-ориентированных компетенций:

·        способствовать пониманию необходимости здорового образа жизни;

·        способствовать практическому использованию полученных знаний в повседневной жизни.

 

            План урока:

 1.Организационный момент.

2.  Актуализация знаний

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление материала, рефлексия

 Стадия

Действия учителя

Действия ученика

 

1.      Вызов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Осмысление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

 

 

 

 Вступительное слово учителя.

 Латинское изречение гласит: « Пока дышу, надеюсь».

         Как вы понимаете это выражение?  Итак, дыхание – самая драгоценная и оберегаемая «ниточка», от которой зависит наше земное существование.

      А теперь поиграем в игру «Верю-неверю» (см. Приложение №1)

  Я задаю вопрос, вы либо с ним соглашаетесь, либо нет, при этом  отвечая  на бланках.

1 - Верите ли вы, что в воздухе есть бактерии и вирусы?

2 - Верите ли вы, что вирусы и бактерии оседают на пылинки и,  как на парашютах, оседают  на различные объекты.

3 - Верите ли вы, что слово «инфекция» в переводе с латин. означает «заражать, поражать».

 4 - Верите ли вы, что инфекции локализуются в определенных органах и тканях.

5 - Верите ли вы, что дифтерия инфекционное заболевание.

6- Верите ли вы, что  возбудителем туберкулеза является палочка Коха.

7 - Верите ли вы, что  коклюш поражает органы пищеварения.

 8 - Верите ли вы, что  бронхит бывает только хроническим.

9 - Верите ли вы, что  дифтерия может привести к  миокардиту.

Хорошо, отложите пока эти листки, чуть позже мы к ним вернемся.

Органы дыхания – широкий проход для микробов в организм. Каково строение дыхательной системы и для чего она нужна? Давайте вспомним это, решив кроссворд (см. Приложение №2)

1.Газ, входящий в состав воздуха  (кислород)

2.Участок воздухоносного пути (бронхи)

3.Главная дыхательная мышца (диафрагма)

4.Парные органы, в которых происходит газообмен (легкие)

5.Орган дыхательного аппарата, представляющий собой трубку, выстланную слизистой оболочкой (трахея).

По вертикали у нас   получилось ключевое  слово «инфекция».  А кто знает, что такое инфекция? (зараза).   Инфекция (позднелат. infectio — заражение, от лат. inficio — вношу что либо вредное, заражаю),  слово инфекция означает заражать, портить;  проникновение патогенного паразита в организм человека или животного и состояние заражённости организма.   (повесить лист на доску с понятием).

      Да, мы часто говорим о заразных болезнях. В медицине такие болезни называют инфекционными. В переводе с латинского «инфекция» означает заражать, портить. Заразиться можно от больного человека и животных. 

    Кто скажет, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?  (об инфекционных болезнях) 

      Что мы должны будем узнать на уроке?  Сегодня мы с вами начнем знакомиться с инфекционными заболеваниями. 

       Тема нашего урока? -  Тема занятия: Инфекционные болезни  органов дыхания.

Цель:     познакомиться с инфекционными  заболеваниями, их особенностями, профилактикой и способами лечения.

      Назовите известные вам инфекционные заболевания   (ангина, бешенство, ветрянка, грипп, дизентерия, дифтерия, желтуха, коклюш, корь, конъюнктивит, краснуха, менингит, свинка, скарлатина, столбняк, энцефалит).

      Бактерии и  вирусы, проникая через органы дыхания, могут вызвать серьезные заболевания, приводя даже иногда к эпидемиям.  Какие же это болезни? 

   Сейчас вы, используя Интернет-ресурсы, составите мини-сообщение по определенному алгоритму по тем темам, которые   я вам предлагаю (ангина, коклюш, дифтерия, туберкулез и др.). Алгоритмы у вас на столах. Тот материал, который вы найдете по тому или иному заболеванию, вы разместите на листе формата А4 в виде кластера (см. Приложение №3)

        Алгоритм:

1.      Возбудитель

2.      Симптомы

3.      Течение заболевания

4.      Профилактика

5.      Лечение

Перед тем как вы начнете слушать друг друга, обратите внимание на листки, которые лежат у вас на столах. По ходу рассказа вашего товарища, вы заполняете таблицу  (см. Приложение № 4)

Сообщения учащихся. 

 

  Итак, вы познакомились лишь с некоторыми болезнями органов дыхания и какой вывод можно сделать относительно этих заболеваний?

  Что является возбудителями этих заболеваний?  Какие меры профилактики вы можете назвать?

1.Проведение вакцинации.

2. Соблюдение личной гигиены.

3.Карантин.

4. Пользоваться индивидуальной посудой, после использования кипятить.

Соблюдая правила профилактики мы стараемся уберечь себя от болезней.

      А теперь вернемся к заданиям «верю – не верю». Просмотрите ваши ответы  и скажите, нет ли у вас ошибок.  Если есть вопросы, ответы на которые вы не знали? Если есть, исправьте их. Озвучьте.

    Работа со стихотворением. Послушайте стихотворение и ответьте на вопросы.

Поднялась температура  Я лежу и не ропщу — Пью соленую микстуру, Кислой горло полощу. Ставят мне на грудь горчичник, Говорят: «Терпи, отличник!» После банок на боках Кожа в синих пятаках. День лежу, второй лежу, Третий — в школу не хожу. И друзей не подпускают, —  Говорят, что заражу.                                                 (С. Михалков)

— Как вы думаете, у мальчика инфекционная болезнь, или нет? Почему вы так считаете?

Закончите фразы:

Мне это пригодится в жизни, чтобы …

Я могу рассказать о …

Я понял (а) …

           А сейчас, составьте синквейн по схеме, которую я вам раздала (см Приложение №5)

Инфекция

Заразная, опасная

Внедряется, губит, убивает

Инфекционные болезни – проблема всего человечества.

Зараза

          Я думаю, что наш сегодняшний разговор найдет отклик в вашей душе и поможет  вам сберечь свое здоровье. Тема, которую мы сегодня затронули является проблемой для всего человечества, ею занимаются медики, химики, биологии, экологии, но иногда она даже находит отражение в произведениях поэтов и писателей . Спасибо за урок!

 

 

 

 

Учащиеся высказывают свои предположения

 

Учащиеся отвечают на бланках, ставят «+»  или «-»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решают кроссворд

 

 

 

 

 

 

 

Дети высказывают предположения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают

 

Формулируют цели урока

 

Называют тему урока

 

 

 

 

 

Называют заболевания

 

 

 

 

 

 

Садятся за компьютеры,  выполняют задания (индивидуально,  либо в парах)

 

 

 

 

Составляют кластер

 

 

 

 

 

 

 

Сообщения учащихся о  заболеваниях.  Отвечают на вопросы учащихся после каждого сообщения.

 

Формулируют вывод урока, достигнуты ли цели урока?

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

Снова отвечают на те же вопросы, сравнивают  обе работы «до» и «после». Говорят о том,  есть ли изменения в ответах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 отвечают

 

 

 

 

 

Составляют синквейн

 

Приложение № 1 «Верю – не верю»

- Верите ли вы, что человек за сутки употребляет 25 кг кислорода воздуха?

- Верите ли вы, что в воздухе есть бактерии и вирусы?

- Верите ли вы, что вирусы и бактерии оседают на пылинки и,  как на парашютах, оседают  на различные объекты.

- Верите ли вы, что слово «инфекция» в переводе с латин. означает «заражать, поражать».

 - Верите ли вы, что инфекции локализуются в определенных органах и тканях.

- Верите ли вы, что дифтерия инфекционное заболевание.

- Верите ли вы, что  возбудителем туберкулеза является палочка Коха.

- Верите ли вы, что  коклюш поражает органы пищеварения.

-  Верите ли вы, что  бронхит бывает только хроническим.

 

Приложение № 2

Кроссворд «Инфекция»

1.      Газ, входящий в состав воздуха 

2.      Участок воздухоносного пути

3.      Главная дыхательная мышца

4.      Парные органы, в которых происходит газообмен

5.      Орган дыхательного аппарата, представляющий собой трубку, выстланную слизистой оболочкой

 

К

 

и

с

л

о

р

о

д

 

б

р

О

 

н

х

и

 

 

д

и

А

 

ф

р

а

г

м

а

 

 

 

е

 

 

л

е

г

К

 

и

е

 

 

ц

 

 

и

 

т

р

а

х

е

Я

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 3

возбудитель

 

симптомы

 

Кластер

лечение

 

болезнь

 

Течение заболевания

 

профилактика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение № 4

Группы заболеваний

Наименование основных заболеваний

Локализация возбудителя

Пути передачи инфекции

Инфекции дыхательных путей

 

 

 

 

 

 

Приложение № 5

 Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Можно сказать, что синквейн – это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл.

      Схема синквейна:

1 строка – существительное (одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна).

2 строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.

3 строка – три глагола, показывающих действие в рамках заданной темы.

4 строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней.

5 строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

 

Литература для учителя:

1.      Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение и письмо. Учеб.-метод. Пособие. Новосибирск: изд-во Новосиб. ин-та пов. квалификации и переподгот. работников образования, 2003.

2.      Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение и письмо. Учеб.-метод. Пособие. Новосибирск: Новосиб. ин-т пов. квалификации и переподгот. работников образования. 2005. Вып. 2. 94 c.

3.      Богатенкова Н. В., Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения. СПб: СПб. гос. ун-т пед. мастерства, 2001. 79 с.

4.      Болотов В., Спиро Д. Критическое мышление — ключ к преобразованиям российской школы // Директор школы. 1995. N 1. C. 67-73.

5.       Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб : Альянс-Дельта, 2003. – 284 с.

6.       http://pathology.dn.ua

7.       ibolezn.ruosnovnye.html

8.       moe-zdorovie.com

 

Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».
Hosted by uCoz