Биология, 10Класс. Учитель Попова М. В.
Учебник «Общая биология 10-11 класс» М.Н. Пуговкин М., Мнемозина 2006.
Тема «Основы биологии клетки». Урок «Основные положения клеточной теории».
Формируемые компетенции:
- учебно-познавательная;
- информационная;
- коммуникативная.
Прогнозируемый результат: в ходе работы учащиеся совершенствуют умения:
- наблюдать, характеризовать, анализировать;
- рассуждать, обобщать.
План урока:
Этапы урока |
Методы, приемы и средства обучения |
Время урока |
Орг. момент |
Традиционный |
3 мин. |
Новый материал |
|
35 мин. |
Подведение к теме, актуализация знаний. |
Беседа |
3 мин. |
Краткая история открытия клетки |
Работа с учебником, составление таблицы |
5 мин. |
Клеточная теория. Современные представления о клеточной теории. |
Работа с учебником, составление конспекта. |
10 мин. |
Строение клетки. |
Лабораторная работа по инструктивным карточкам с заполнением итоговой таблицы. Работа в группах. |
15 мин. |
Рефлексия |
|
5 мин. |
Итог урока. |
|
2 мин. |
Дом. задание. |
|
1 мин. |
Ход урока:
1. Орг. момент.(Приветствие, оформление «Листа достижений на уроке».)
В листе достижения указывается списочный состав класса. По ходу урока учитель с помощью баллов (0-2) фиксирует работу конкретного ученика и по итогам урока выставляет оценку.
Лист достижений
№ |
Фамилия и имя |
Таблица |
Конспект |
Лабораторная работа |
|
|
Оценка учителя |
Самооценка |
Оценка руководителя группы |
2. Изучение нового материала.
Объявляется и записывается тема урока. Учащимся предлагается сформулировать цель урока. После выслушивания всех предложений озвучивается общая формулировка:
Познакомиться с клеткой как биологической системой, убедиться в возможности познания живой природы.
Подведение к теме. Мы знаем, что клетку называют Структурно- функциональной единицей жизни. Почему? ( Является наиболее простой живой системой, проявляющей главные признаки жизни: дискретность, самовоспроизведение, саморегуляция.)
Краткая история открытия клетки. Работа с учебником согласно алгоритму:1. Прочитайте текст учебника на стр.10. 2. Заполните таблицу:
Дата |
Ученый |
Вклад в развитие цитологии |
|
|
|
Обсуждение таблицы, выставление оценки в лист достижений.
Клеточная теория. Современные представления о клеточной теории. Работа с учебником согласно алгоритму:
1.Прочитайте текст учебника ( С.10-11)
2. Сделайте конспект. (Для справки: конспект - краткое изложение содержания какого-либо письменного, аудио- либо видеоисточника.)
Обсуждение прочитанного материала, оценивание в «листе достижений».
Строение клетки. Лабораторная работа «Наблюдение клеток кожицы лука, клубня картофеля, слизистой оболочки полости рта человека».
Совместно с учащимися формулируется цель работы:
- выявить черты сходства и отличия в строении клеток различных организмов;
- осознать факт материального единства живой природы.
Перед началом работы проводится инструктаж о работе с микроскопом, класс в зависимости от численности делится на 3 или 6 групп. Каждая группа получает один из вариантов работы. По результатам работы групп заполняется сводная таблица.
Название группы клеток |
Схематический рисунок |
Органоиды, видимые в микроскоп |
Особенности строения |
Клетки кожицы лука |
|
|
|
Клетки клубня картофеля |
|
|
|
Клетки слизистой оболочки полости рта |
|
|
|
В-1.Изучение клеток кожицы лука.
Инструктивная карта.
1. Снять пинцетом тонкую пленку, покрывающую чешую луковицы с внутренней стороны. Положить кусочек пленки на предметное стекло, капнуть пипеткой каплю раствора йода, накрыть покровным стеклом и рассмотреть при малом увеличении микроскопа.
2. На препарате видны клетки вытянутой формы, тесно прилегающие друг к другу. В клетке можно видеть округлое ядро, окрашенное йодом в коричневый цвет.
3. Рассмотреть препарат при большом увеличении. Найти двухконтурную оболочку клетки и обратить внимание на ее толщину. Отметить зернистую структуру цитоплазмы. В ядре видны 1-2 ядрышка. В цитоплазме некоторых клеток видны вакуоли.
4. Зарисовать в тетради несколько клеток, обозначить: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли.
5. Заполнить свою часть таблицы.
В-2. Клетки клубня картофеля.
Инструктивная карта.
1. Поместите соскоб поверхности клубня картофеля на предметное стекло, добавьте каплю воды и накройте покровным стеклом. Рассмотрите под микроскопом.
2. При малом увеличении видны сферические зерна крахмала. При большом увеличении видны крупные прозрачные клетки с тонкими двухконтурными оболочками. В клетках находятся крахмальные зерна.
3. Если нанести на край стекла каплю йода, крахмальные зерна окрашиваются в синий цвет.
4. Зарисуйте 3-4 клетки, обозначьте: оболочку, крахмальные зерна.
5. Заполните свою часть таблицы.
В-3. Клетки слизистой оболочки полости рта человека.
Инструктивная карта.
1. Кончиком стеклянной палочки взять соскоб с внутренней поверхности щеки человека. Размешать соскоб в капле раствора чернил на предметном стекле.
2. Накрыть препарат покровным стеклом, рассмотреть под микроскопом.
3. Найти клетки, отметить плоскую форму клеток, округлую форму ядра и зернистую структуру цитоплазмы.
4. Зарисовать несколько клеток, отметить: ядро, цитоплазму.
5. Заполнить свою часть таблицы.
По результатам работы на доске или в электронном виде возникает таблица, позволяющая организовать отработку материала.
Оценка работы производится руководителем группы и заносится в лист достижений.
3. Рефлексия.
Ответить на вопросы:
-Какие органоиды являются общими для всех изученных клеток?
-Как называются клетки, имеющие ядро и не имеющие оформленного ядра?
-Какие основные части можно выделить у ядерной клетки?
-Обоснуйте, что клетка структурная и функциональная единица организма.
4. Итог урока. Используется лист достижения.
5. Домашнее задание. Изучить п. 2, приготовить сообщение на рекомендованные в учебнике темы (на свой выбор).