Виртуальное объединение учителей биологии Куединского района

Урок «Влияние звуков на человека» 8 класс автор Чунтонова Маргарита Ивановна

 

 

Урок биологии 8 класс.

 Учитель: Чунтонова М.И., учитель биологии

МОУ «Госконзаводская СОШ»

Программа основного общего образования  класс Биология. Человек. Авторы Сонин Н.И., Сапин М.Р.. -  М.: Дрофа, 2009)

 

Тема: «Анализатор слуха» (Урок № 20)                             

Тема урока: «Влияние звуков на человека»

Цель: Познакомить со строением и значением органа слуха. Обогатить содержание учебного материала знаниями о качестве окружающей среды; дать информацию о сохранении здоровья через экологически оправданное поведение в окружающей среде.

Задачи :

Образовательная: умение осмысленно систематизировать материал по теме.

Развивающая: развитие интереса к предметам естественнонаучного цикла, умение изложить материал за заданное время.             

 Воспитательная: содействие формированию умения слушать и слышать, делать выводы о персональном поведении.

Тип урока: комбинированный.

(оборудование урока: слайд – презентация, карточки – задания, карточки – справочный материал, звуковое сопровождение)

 

План проведения урока.

1. Фронтальный опрос учащихся по основным понятиям темы.

- физкультминутка

2. Новая тема. Доклады учащихся.

1) Как слышит ухо.

2) Неслышимые звуки

3). Шум и борьба с ним.

3. практическая работа «Действия шума на человека»

4. Подведение итогов урока.

 

ХОД УРОКА

Добрый день, ребята! Сегодня мы продолжим изучение темы «Анализаторы».

Здоровье – это, капитал, данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем.

         Тема сегодняшнего урока «Влияние звуков на человека». Посмотрите внимательно на тему и скажите, что бы вы хотели узнать на этом уроке? Какие цели урока можно определить? Цель нашего урока это:

         Узнать как орган слуха воспринимает звуки.

         Изучить влияние звуков окружающей среды на человека.

         Исследовать факторы, влияющие на остроту слуха.

 

1.Опрос учащихся

 Учитель. Из курса физики вы знаете, что такое звук, знакомы с понятием «шум», из курса биологии знакомы с понятиями слух и орган слуха. Давайте вспомним что они значат, дадим им определение. (слайд)

- «Звук» (колебания воздушной или другой упругой среды с определенной частотой – звуковая волна, измеряется в герцах Гц)

- «Шум» (нестройное звучание различных звуков; звуки разной интенсивности и частоты, беспорядочно сочетающиеся и изменяющиеся во времени; измеряется в децибелах - дБ)

- «Слух» (способность организма различать звуки и шумы)

- «Орган слуха» (ухо: наружное, среднее, внутреннее)

- «Шумовая болезнь» (развивается в результате длительного воздействия шума с преимущественным поражением слуха и нервной системы)

 Учитель. Ребята, вы молодцы, знаете термины из разных наук и умеете их применять. К  понятию «шумовая болезнь» мы вернемся с вами в конце урока еще раз и постараемся дать ему более полное определение. Сейчас  немного отдохнем, сядьте прямо, закройте глаза (фонограмма с тихой музыкой и рок-музыкой, шум леса с пением птиц и скрежет). Вы прослушали разные звуковые фрагменты, отдохнули, расслабились. Вам все понравилось? (ответы детей)

 2. Новая тема.

Какой орган помог вам услышать все это? Сейчас  послушаем сообщение об органе слуха - «как слышит ухо» (сообщение ученика)

Как слышит ухо.  Для улавливания звука у человека и у животных есть специальный орган – ухо. Это – необычайно тонкий аппарат. Ухо преобразует колебательное движение звуковой волны в определенные ощущения, которые и воспринимаются нашим сознанием. С давних пор человека интересует устройство и работа этого удивительного органа. Однако и по настоящее время далеко не все в этой области выяснено. ( Рисунок уха на слайде )

Орган слуха делится на три части: наружное, среднее и внутреннее ухо. Наружное ухо – ушная раковина. От нее идет слуховой проход, заканчивающийся барабанной перепонкой.

Для свободного колебания перепонки необходимо, чтобы давление с обеих сторон было одинаковым.

В среднем ухе находится ряд косточек. Они предают колебания во внутреннее ухо. Процессы, происходящие во внутреннем ухе, очень сложны и некоторые из них до сих пор не изучены.

Звуковые волны, попадая в слуховой канал, приводят в колебание барабанную перепонку. Через цепь косточек среднего уха колебание передается жидкости улитки внутреннего уха. Волнообразное движение этой жидкости влечет за собой раздражение окончаний слухового нерва. Таков главный путь звука от его источника до нашего сознания. Но этот путь не единственный. Звуковые колебания могут передаваться костями черепа. Звук измеряется в герцах (Гц).

Не все люди одинаково чувствительны к звукам разной частоты. Дети без напряжения могут воспринимать звуки частотой до 22000Гц. У стариков чувствительность ограничена - 10 – 12 тысяч Гц.

Учитель. Мы живем в мире звуков. Наше ухо воспринимает колебания от 16 Гц до 20 000 Гц. Колебания, лежащие за этими границами, нам не слышны, но их природа тождественна звукам, поэтому мы их тоже называем звуками. Давайте послушаем о том, какие звуки слышны хорошо, а какие плохо. (сообщения учащегося).

Неслышимые звуки. В воздухе звук распространяется со скоростью 340 м/с. Но не все звуки слышит наше ухо.

Мир звуков, которые слышит наше ухо, занимает область от 18 до 20000 Гц. Колебания, лежащие за этими границами нам не слышны, но это тоже звуки. Эти колебания могут восприниматься животными и насекомыми. Колебания с частотами ниже 16 Гц – инфразвуки, а колебания с частотой выше 20000 Гц – ультразвуки. Область слышимых звуков не имеет четких границ. Мы можем слышать инфразвуки, лежащие близко к нижней границе звука. Дело в том, что инфразвуки, как правило, сопровождаются слышимыми призвуками (обертонами ). Родство таких инфразвуков со звуком ухо способно ощущать.

Нечетко очерчена и верхняя граница. Ультразвуки с частотой до 24000Гц могут восприниматься людьми с очень острым слухом. Выше этого предела ультразвуки слышат многие животные и насекомые (например, летучие мыши слышат ультразвуки с частотой до 70000 Гц).

Инфразвуковые колебания легко возникают в длинных трубах. Например, 10-метровая труба органа дает основной тон частотой около 16 Гц. Звук этой трубы подобен раскату грома. Инфразвуки возникают в печных и фабричных трубах при топке.

Один из интереснейших видов инфразвуков – это “голос моря”. При шторме на море ветер возбуждает вихри, периодически срывающиеся на гребнях волн. Получающиеся при этом колебания воздушной струи распространяются вдаль в форме инфразвука и могут быть обнаружены на расстоянии в сотни километров.

Явления, близкие к инфразвуку, представляют собой колебания, возникающие при выстрелах и взрывах. Самым интересным свойство инфразвуков является их способность распространяться на очень далекие расстояния.

Исследования показали, что неслышимые звуки также могут оказывать вредное воздействие на здоровье человека. Так, инфразвуки особое влияние оказывают на психическую сферу человека: поражаются все виды интеллектуальной деятельности, ухудшается настроение, иногда появляется ощущение растерянности, тревоги, испуга, страха, а при высокой интенсивности – чувство слабости, как после сильного нервного потрясения.

Даже слабые инфразвуки могут оказывать на человека существенное воздействие. Особенно если они носят длительный характер. По мнению ученых, именно инфразвуками, неслышно проникающими сквозь самые толстые стены, вызываются многие нервные болезни жителей крупных городов.

 Учитель. Живые организмы посредствам слуха способны различать различные звуки и шумы. Для всех живых организмов, в том числе и для человека, звук является одним из воздействий окружающей среды. Мы охотно слушаем музыку, пение птиц и менее охотно скрип и скрежет.  Мы знаем, что «шум» – это множество самых различных, беспорядочно и одновременно несущихся звуков. Где мы встречаемся с шумом? (улица, в быту, в школе, на заводе…). У вас уже есть определенные знания о шуме. И все - таки давайте послушаем еще одно сообщение - о шуме.

Шум и борьба с ним. По действию, производимому на нас, все звуки делятся на музыкальные звуки и шумы. Чем они отличаются друг от друга? Чистый музыкальный звук всегда имеет определенную частоту. Шум – это множество самых различных, одновременно несущихся звуков.

Шум (особенно громкий) вредно отражается на здоровье и трудоспособности людей. Продолжительное действие шума вызывает утомление. В природе громкие звуки редки. Звуки и шумы большой мощности поражают слуховой аппарат, нервные центры, могут вызвать болевые ощущения и шок. Так действует шумовое загрязнение.

 Тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, шум прибоя приятны человеку. Они успокаивают, снимают стресс.

Длительный шум неблагоприятно влияет на органы слуха, понижая чувствительность к звуку. Он приводит к расстройству деятельности сердца, печени, к истощению и перенапряжению нервных клеток.

Уровень шума измеряется в единицах, выражающих степень звукового давления – децибелах:. 20-30 децибел – безвредно для здоровья

80 – допустимая граница

130 – вызывает у человека болевые ощущения в ухе и даже чувствует кожей

150 – непереносимость (В средние века  существовала казнь «под колоколом». Гул колокольного звона мучил и медленно убивал осужденного.)

Первые дошедшие до нас жалобы на шум можно найти у римского сатирика Ювенала. По его утверждению, в Риме трудно было заснуть – скрип, грохот обозов на узких улицах, брань возниц мешали сну, раздражали. «Большая часть больных,-  писал он,- умирают в Риме от бессонницы». Но все же эти шумы были более или менее терпимы для человеческого уха, и только в настоящее время проблема шума заявила о себе в полный голос.

Развивая технику, человек заменяет труд человека работой машин. А это влечет увеличения шума. Следовательно, открываются и новые пути борьбы с ним.

Моторы, машины закрываются оболочками, поглощающими звук. Телефонные будки обиваются прессованными плитками. Ставятся особые фундаменты. Двойные стены, двойные или даже тройные окна. Но защититься от внешнего шума очень трудно.

Учитель. В природе громкие звуки редки, шум относительно слаб и непродолжителен, это дает возможность организму человека и животным оценить их, сформировать ответную реакцию.

- шумы действуют на человека и положительно и отрицательно. Познакомимся  поближе с таблицей «шкала действия шума на человека» (слайд, плакат)

Безопасный для человека шум от 10 до 50дБ.

Относительно безопасный 60 – 70дБ.

Допустимый предел шума 80 – 100дБ.

Вредный предел от 110 и выше,  шум 130дБ вызывает у взрослых болевые ощущения, у детей галлюцинации.

 

Выполните задание:

Задание № 1  Перечислить возможное влияние шумов на человека.

 

«+»                                                                       «-»

 

Проверим выполнение задания: (слайд,плакат)  Шумовое загрязнение

 

          «+» положительное влияние

   «-»отрицательное влияние

*Голоса природы :

-тихий шелест листвы

-журчание ручья

-птичьи голоса

-легкий плеск воды

-шум прибоя

*Тихая музыка

Успокаивает, снимает стресс. Используют в лечебных целях и кабинетах психологической разгрузки.

 

*Шумовое опьянение

-ведет к разрушению тканей тела

-у подростков, систематически слушающих громкую музыку, снижается слух до уровня 85-летних стариков.

*Шумовая болезнь

-работа на предприятиях с высоким уровнем шума

-работа бытовых приборов расположенных в спальных комнатах.

 

 

 

- Установлена прямая зависимость между силой, продолжительностью и повреждающим действием шума. Так при длительном  действии на группу людей шума в:

·        80дБ страдают 6%

·        90дБ -  43%

·        100дБ -  98%

-Ученые разных стран мира веду исследования влияния шума  на живые организмы.

Их исследования показали, что шум наносит ощутимый вред здоровью человека, но и абсолютная тишина пугает и угнетает его. (сотрудники одного конструкторского бюро, имевшего хорошую звукоизоляцию, уже через неделю стали жаловаться, что не могут работать в условиях гнетущей тишины. Они нервничали, теряли работоспособность. Но ученые так же установили, что звуки определенной силы стимулируют процесс мышления, в особенности процесс счета.

- Какие последствия  воздействия шума на человека могут быть?

Ответы детей, обсуждение, работа со схемой (слайд)

 

Влияние на человека шумов

(превышающих предельно допустимый уровень)

специфическое

Повреждение органа слуха

тугоухость

глухота

неспецифические

Повреждение дыхательной, сердечно – сосудистой, иммунной, нервной и др. систем

- головная боль

-расстройство сна

- ухудшение зрения

- замедление реакций

-шок, утомление

-немотивированная агрессия

 

-Действие шума идет незримо, незаметно. При этом нарушения в организме обнаруживаются постепенно. Организм человека беззащитен перед шумом, нет механизма адаптации к этому воздействию среды. Поэтому идет постоянное поражение организма.

Выполните задание № 2 Используя справочный материал выполните мини исследование «Вредное влияние шума на мой организм». Заполни таблицу

Источник шума

Уровень шума

(в децибелах)

Влияние шума на организм

 

 

 

 

Справочный материал

«Влияние шума на организм»

 

Источник шума

Уровень шума (дБ)

Реакция организма на длительное акустическое воздействие

-Листва, прибой.

-Средний шум в квартире, классе

20

40

Успокаивает.

Гигиеническая норма.

-Шум внутри здания на магистрали.

-Телевизор.

-Поезд (метро, железная дорога)

-Кричащий человек.

-Звонок мобильного

-Мотоцикл.

-Грузовик.

60

 

70

80

 

80

80

90

90

Появляются чувство раздражения, утомляемость, головная боль.

-Реактивный самолет в полете.

-Шумный бар.

-Шумный клуб.

-Цех текстильной фабрики.

-Мотоцикл неисправн.

95

 

95

105

110

 

110

Постепенное ослабление слуха, нервно-психический стресс (угнетенность, возбужденность, агрессивность), язвенная болезнь, гипертония.

 

 

 

-Плеер.

-Ткацкий станок,   дрель, отбойный молоток.

-Концерт.

-Реактивный самолет на взлете.

-Шум на дискотеке.

114

120

 

125

140-150

 

175

Вызывает звуковое опьянение подобное алкогольному, нарушает сон, разрушает психику, приводит к глухоте

 

 Обсуждение итогов выполнения задания. Подведем итог полученных результатов работы: Как шум влияет на организм человека? Как часто мы встречаемся с вредным влиянием шума на организм?

-- «Шумовая болезнь» (развивается в результате длительного воздействия шума с преимущественным поражением слуха и нервной системы)

Здоровье – это капитал данный нам не только природой от рождения, но и теми условиями, в которых мы живем. В обыденной жизни мы стараемся не замечать шум, много и других важных дел, однако когда вдруг появляются проблемы, со здоровьем начинаем думать, что же делать. Одним из вредных факторов влияющих на здоровье человека является – шум.

-Как решить эту проблему современному человеку? (обсуждение, ответы детей)

Учитель : предлагаю каждому познакомиться с некоторыми советами (каждому листок с текстом советов, лист - рефлексия)                       

Защити слух от звуков 21 века (полезные советы)

- Музыка, пусть даже самая тихая, снижает внимание – учти это при выполнении домашнего задания.

- Не злоупотребляй слушанием громкой музыки (плеер, дискотека), через 4 часа непрерывного «грохота» ( в неделю) возможны кратковременные нарушения слуха, звон в ушах.

- Старайся слушать негромкую музыку.

-Периодически отдыхай от шума, когда проводишь время в клубе, на дискотеке.

-Если решил позвонить, то выбери тихое место.

-Можно приобрести специальные белуши, для вставления в слуховой проход.

Побереги свои и чужие уши, не засоряй воздух ненужными колебаниями и не гони понапрасну звуковую волну. Ведь ты и сам знаешь, как мало порой напоминает исходящий от тебя шум журчание ручейка или шорохи весеннего леса!

 

Лист «Рефлексия для учащихся»:

Продолжи фразу

Я узнал, что…

Я не думал, что…

Я заинтересовался(лась)…

Я обязательно…

Мне показалось что…

Мне не понравилось…

Думаю, что мне не требуется…

 

Домашнее задание:

1. читать стр.80-83

2. ответить на вопросы 1-4, 9-10 страница №84 письменно в тетрадь

3. составить вредные советы для одноклассников

 

Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».
Hosted by uCoz