Виртуальное объединение учителей биологии Куединского района

«Основные положения клеточной теории». 10 класс автор Попова Марина Васильевна

 
 

Биология, 10Класс. Учитель Попова М. В.

Учебник «Общая биология 10-11 класс» М.Н. Пуговкин  М., Мнемозина 2006.

Тема «Основы биологии клетки». Урок «Основные положения клеточной теории».

Формируемые компетенции:

- учебно-познавательная;

- информационная;

- коммуникативная.

Прогнозируемый результат: в ходе работы учащиеся совершенствуют умения:

- наблюдать, характеризовать, анализировать;

- рассуждать, обобщать.

План урока:

Этапы урока

Методы, приемы и средства обучения

Время урока

Орг. момент

Традиционный

3 мин.

Новый материал

 

35 мин.

Подведение к теме, актуализация знаний.

Беседа

3 мин.

Краткая история открытия клетки

Работа с учебником, составление таблицы

5 мин.

Клеточная теория. Современные представления о клеточной теории.

Работа с учебником, составление конспекта.

10 мин.

Строение клетки.

Лабораторная работа по инструктивным карточкам с заполнением итоговой таблицы. Работа в группах.

15 мин.

Рефлексия

 

5 мин.

Итог урока.

 

2 мин.

Дом. задание.

 

1 мин.

 

Ход урока:

1.      Орг. момент.(Приветствие, оформление «Листа достижений на уроке».)

В листе достижения указывается списочный состав класса. По ходу урока учитель с помощью баллов (0-2) фиксирует работу конкретного ученика и по итогам урока выставляет оценку.

Лист достижений

Фамилия и имя

Таблица

Конспект

Лабораторная работа

 

 

Оценка учителя

Самооценка

Оценка руководителя группы

 

2.      Изучение нового материала.

Объявляется и записывается тема урока. Учащимся предлагается сформулировать цель урока. После выслушивания всех предложений озвучивается общая формулировка:

Познакомиться с клеткой как биологической системой, убедиться в возможности познания живой природы.

Подведение к теме. Мы знаем, что клетку называют Структурно- функциональной единицей жизни. Почему? ( Является наиболее простой  живой системой, проявляющей главные признаки жизни: дискретность, самовоспроизведение, саморегуляция.)

Краткая история открытия клетки. Работа с учебником согласно алгоритму:1. Прочитайте текст учебника на стр.10. 2. Заполните таблицу:

Дата

Ученый

Вклад в развитие цитологии

 

 

 

Обсуждение таблицы, выставление оценки в лист достижений.

Клеточная теория. Современные представления о клеточной теории. Работа с учебником согласно алгоритму:

1.Прочитайте текст учебника ( С.10-11)

2. Сделайте конспект. (Для справки: конспект - краткое изложение  содержания  какого-либо письменного, аудио- либо видеоисточника.)

Обсуждение прочитанного материала, оценивание в «листе достижений».

 

Строение клетки. Лабораторная работа «Наблюдение клеток кожицы лука, клубня картофеля, слизистой оболочки полости рта человека».

Совместно с учащимися формулируется цель работы:

- выявить черты сходства и отличия в строении клеток различных организмов;

- осознать факт материального единства живой природы.

Перед началом работы проводится инструктаж о работе с микроскопом, класс в зависимости от численности делится на 3 или 6 групп. Каждая группа получает один из вариантов работы. По результатам работы групп заполняется сводная таблица.

Название группы клеток

Схематический рисунок

Органоиды, видимые в микроскоп

Особенности строения

Клетки кожицы лука

 

 

 

Клетки клубня картофеля

 

 

 

Клетки слизистой оболочки полости рта

 

 

 

 

В-1.Изучение клеток кожицы лука.

Инструктивная карта.

1.      Снять пинцетом тонкую пленку, покрывающую чешую луковицы с внутренней стороны. Положить кусочек пленки на предметное стекло, капнуть пипеткой каплю раствора йода, накрыть покровным стеклом и рассмотреть при малом увеличении микроскопа.

2.      На препарате видны клетки вытянутой формы, тесно прилегающие друг к другу. В клетке можно видеть округлое ядро, окрашенное йодом в коричневый цвет.

3.      Рассмотреть препарат при большом увеличении. Найти  двухконтурную оболочку клетки и обратить внимание на ее толщину. Отметить зернистую структуру цитоплазмы. В ядре видны 1-2 ядрышка. В цитоплазме некоторых клеток  видны вакуоли.

4.      Зарисовать в тетради несколько клеток, обозначить: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли.

5.      Заполнить свою часть таблицы.

В-2. Клетки клубня картофеля.

Инструктивная карта.

1.      Поместите соскоб  поверхности клубня картофеля на предметное стекло, добавьте каплю воды и накройте покровным стеклом. Рассмотрите под микроскопом.

2.      При малом увеличении видны сферические зерна крахмала. При большом увеличении видны крупные прозрачные клетки с тонкими  двухконтурными оболочками. В клетках находятся крахмальные зерна.

3.      Если нанести на край стекла каплю йода, крахмальные зерна окрашиваются в синий цвет.

4.      Зарисуйте 3-4 клетки, обозначьте: оболочку, крахмальные зерна.

5.      Заполните свою часть таблицы.

В-3. Клетки слизистой оболочки полости рта человека.

Инструктивная карта.

1.     Кончиком стеклянной палочки взять соскоб с внутренней поверхности щеки человека. Размешать соскоб в капле раствора чернил на предметном стекле.

2.     Накрыть препарат покровным стеклом, рассмотреть под микроскопом.

3.     Найти клетки, отметить плоскую форму клеток, округлую форму ядра и зернистую структуру цитоплазмы.

4.     Зарисовать несколько клеток, отметить:  ядро, цитоплазму.

5.     Заполнить свою часть таблицы.

По результатам работы на доске или в электронном виде возникает таблица, позволяющая организовать отработку материала.

Оценка работы производится руководителем группы и заносится в лист достижений.

 

3.      Рефлексия.

Ответить на вопросы:

-Какие органоиды являются общими для всех изученных клеток?

-Как называются клетки, имеющие ядро и не имеющие оформленного ядра?

-Какие основные части можно выделить у ядерной клетки?

-Обоснуйте, что клетка структурная и функциональная единица организма.

      4.   Итог урока. Используется лист достижения.           

      5.     Домашнее задание. Изучить п. 2, приготовить сообщение на рекомендованные в                    учебнике темы (на свой выбор).

           

Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».
Hosted by uCoz