Виртуальное объединение учителей биологии Куединского района

Особенности строения животных в связи со средой обитания" Биология 7 класс автор Ковалева Татьяна Юрьевна

 

Урок Особенности строения животных в связи со средой обитания» Биология 7 класс  автор Ковалева Татьяна Юрьевна 

 МОУ «Узярская основная общеобразовательная  школа»

 

Тема: Особенности строения животных в связи со средой обитанияНазвание методической разработки: урок

Предмет: биология

Класс: 7

Тема урока: Особенности строения животных в связи со средой обитания.

Тип урока: Обобщение знаний в ходе практической работы.

Продолжительность урока : 45 мин.

Программа основного общего образования 7 класс Биология. Многообразие живых организмов. Авторы Захаров В.Б., Сонин Н.И. -  М.: Дрофа, 2005. с.34-39.

Учебник: В.Б. Захаров Н.И.Сонин  Биология. 7 класс. Многообразие живых организмов. -    М.: Дрофа, 2007

Методическое пособие к учебнику В.Б. Захарова  Н.И. Сонина. Многообразие живых организмов.-   М.: Дрофа, 2000

Цели урока:

Образовательные:

1. Раскрыть   особенности внешнего строения  представителей  различных сред обитания.

2. Познакомить с приспособлениями к обитанию в данной среде.

3. Выявить значение приспособлений к среде обитания.

Воспитательные:

1.Формирование экологической культуры учащихся и бережного отношения к окружающей природе.

2. Воспитание коммуникабельности при работе в группах.

Развивающие:

1. Умение применять информационные технологии.

2.Умение сравнивать биологические объекты в ходе практической работы.

3. Умение наблюдать и делать выводы из наблюдений.

Оборудование:

·        Живые представители различных сред обитания: майский жук

                                                                                          лягушка

                                                                                          цыпленок;

·        оборудование для проведения практической работы.

Методы и приемы:

·        Словесный (диалог, беседа)

·        Наглядный  (живые объекты)

·        Практический (ролевая игра, работа и источниками информации. наблюдение)

 

Этапы урока:

·        Организационный момент  1 минута

·        Актуализация знаний          2 минуты

·        Целеполагание                     3 минуты 

·        Практическая работа           15 минут

·        Физкультминутка                4 минуты

·        Закрепление                         10 минут

·        Контрольно-оценочное задание на проверку освоения компетенций 7 минут

·        Рефлексия                            10 минут

 

По завершении урока учащиеся должны знать:

·        особенности строения животных в зависимости от среды обитания;

·        основные признаки представителей различных сред обитания;

·        овладеть  креативными навыками продуктивной деятельности

 

 

 

Ход урока:

1.Организационная часть.

·        учитель убеждается в готовности учащихся к уроку.

·        наличие на столах необходимых материалов к уроку.

2. Актуализация  знаний, целеполагание. 5 мин.( развитие общекультурной  и учебно- познавательной компетенции)

Вступительное слово учителя:

Вот и подошел к концу учебный год и мы с вами завершили изучение курса: «Многообразие живых организмов», почувствовали себя настоящими биологами, а в летнее время они отправляются  на полевую практику. Какова цель полевой практики биолога? (Наблюдение, исследование,  описание животных и растений).  Описание  проводится отдельных животных или во взаимосвязи с окружающей средой? Как может влиять среда обитания на живые организмы? ( Изменение строения, размеров). Таким образом среда обитания влияет на строение живых организмов   и их жизнедеятельность. Аналогично звучит тема нашего урока: «Особенности строения  животных в связи со средой обитания»  (Запишите в тетрадях тему урока). Мы проведем практическое занятие, но в связи с неблагоприятной  эпидемиологической  обстановкой по клещевому энцефалиту, в полевые условия не пойдем, а проведем урок в кабинете. Согласно задачам  полевой практики и темы нашего урока давайте определим цель нашего занятия по ключевым словам:

                                 вспомнить ______( особенности внешнего строения)

                                      исследовать______( живые объекты разных сред обитания)

                                 выявить ________  ( черты приспособленности к среде    обитания и их значение для животных).

Озвучьте цель нашего урока: 1. Раскрыть   особенности внешнего строения  представителей  различных сред обитания.

2. Познакомить с приспособлениями к обитанию в данной среде.

3. Выявить значение приспособлений к среде обитания. ( Записать кратко цель на доске)

 

Какие среды обитания вам известны и кто обитает в этой среде?  (Выступление учащихся.)

    

      В течении учебного года мы  познакомились с  многими  видами   животных,  а для исследования я предлагаю вам три представителя, обитающих в различных средах.

Для того чтобы выбрать объект для изучения я попрошу вас поучаствовать в аукционе. Группа, получившая объект далее в аукционе не участвует. Аукцион проводится по принципу игры: «Пентагон», с каждая подсказка легче предыдущей.

Аукцион:

А)          1. Представитель типа членистоногие.

2. Развитие насекомого с полным превращением.

3.Имеет жесткие надкрылья, защищающие нежные летательные  крылья.

4.Жук носит название месяца, в котором появляется.

Б)          1. В скелете различают основные отделы: череп, позвоночник,      пояса передних и задних конечностей.

2.Зимой спят, т.к. являются холоднокровными.

                   3. Размножаются в воде.

         4. Согласно русской народной сказке, на ней женился Иван-  царевич.

                  

В)    1. Представитель самого большого класса  наземных позвоночных животных.

         2. Птенец гнездового типа.

         3. Одомашнены  впервые в Китае.

         4. В сказках несут золотые яйца.

3. Практическая работа 15 мин.( развитие учебно-познавательной компетенции)

Объекты изучения получены, приступаем к выполнению заданий. У вас имеются инструктивные карты, по которым вы проводите исследование, делаете выводы.

 При выполнении практической работы соблюдайте правила техники безопасности и правила обращения с живыми объектами. Помните:  «Мы в ответе за тех, кого  приручили и держим в руках».  Проделывайте работу не причиняя, животным неудобство и неприятные ощущения, обращайтесь с ними бережно и осторожно. Эти правила необходимо соблюдать и в природных условиях.

Работа по инструктивным картам:

 Инструктивная карта 1.

Домашняя курица является наиболее распространенным  представителем класса птиц, которых человек содержит в домашних условиях

Цель: Выясните особенности строения цыпленка, как представителя наземной среды обитания, по инструктивной карте, заполните таблицу и сделайте соответствующие выводы.

 

1. Из каких отделов состоит тело птицы?

2. Какие органы чувств расположены на голове?

3. Имеются ли на голове ушные раковины? Означает ли это, что птицы не  могут слышать?

4. Каково строение клюва птицы? Какова его форма?

5. Рассмотрите оперение, охарактеризуйте плотность и состав.

Каково значение перьевого покрова?

6. Сколько пальцев на ноге цыпленка и как они расположены? Как можно объяснить такое расположение пальцев?

7. Найдите расположение зоба. Для чего он предназначен?

 

 

Признак

Особенности строения

Значение

Отделы тела

 

 

Органы зрения

 

 

Органы слуха

 

 

Клюв

 

 

Оперение

 

 

Задние конечности

 

 

Зоб

 

 

 

Выводы:

Курица как наземное животное имеет:_________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

 

 

 

Инструктивная карта 2.

 

Перед вами представитель класса Земноводные, лягушка остромордая, которые приспособились жить в воде и на суше.

Цель: Рассмотрите животное и выявите особенности, связанные с жизнью в воде  и на суше. Заполните таблицу.

1. Рассмотрите внешний вид лягушки. Обратите внимание на форму тела, кожные покровы и конечности.

2.Найдите на голове глаза, защищенные веками, ноздри барабанные перепонки и рот. Почему глаза и ноздри расположены на возвышениях головы?

3.Рассмотрите передние и задние конечности лягушки. Почему задние конечности более мощные, чем передние?

4.Понаблюдайте за передвижением лягушки. Обратите внимание на плавательные перепонки между пальцами конечностей. О чем говорит данный признак?

Результаты работы оформите в виде таблицы.

 

Признаки строения

Значение для существования

В воде

На суше

Кожа  со слизью

 

 

Веки глаз

 

 

ноздри

 

 

Расположение глаз и ноздрей

 

 

конечности

 

 

Мощные задние конечности

 

 

Перепонки конечностей

 

 

Вывод:

 

У лягушки для жизни в воде и на суше имеется ___________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________.

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструктивная карта  3.

 

В майские теплые вечера воздух наполняется мерным гудением. Это  начинают полет тысячи майских жуков, вышедшие из почвы. Они летят в поисках сочной, молодой листвы деревьев.
Цель: Рассмотрите  майского жука и выявите особенности строения в связи с полетом и способом питания.

1.Рассмотрите жука, определите его размеры и окраску, какое значение имеет такая окраска?

2. Какой покров ( плотный или мягкий) имеет насекомое? Каково его значение?

3.Рассмотрите голову насекомого, найдите глаза, рот, усики. Какую роль играют эти органы в жизни жука?

4. Внимательно рассмотрите рот жука, какого он типа? Что это значит?

5. Найдите крылья, чем передняя пара отличается о задней? Какова может быть функция каждой пары крыльев?

6. На брюшке жука найдите мелкие отверстия и каково их значение?

 

Признак

Особенности строения

Значение

Размеры

 

 

Окраска

 

 

Покров

 

 

Глаза

 

 

Усики

 

 

  Рот

 

 

Задняя пара крыльев

 

 

Передняя пара крыльев

 

 

Дыхальца

 

 

Вывод: У майского жука в связи с полетом имеется____________________
________________________________________________________________________________________________________________________________

Питается_______________________ для этого имеется _______________ ______ ___________ ________________________ .

 

 

4. Физкультминутка 4 минуты.

5. Закрепление. 10 минут ( развитие коммуникативной компетенции)

Образуем пары сменного состава и обмениваемся  знаниями, полученными в ходе практической работы.

6.Контрольно-оценочное задание на проверку  освоения компетенций. 7 минут

Разноуровневый  электронный тест « Среды обитания»

 

6. Рефлексия.  3 минуты

 

Продолжи предложение:

 На уроке я:

Узнал_________________________________________________________

Понял________________________________________________________

Научился______________________________________________________

Ежедневно мы встречаемся в представителями животного мира, После этого урока вы встретив животное сможете определить в какой среде оно обитает? На что нужно обратить внимание? ( На конечности, покровы тела)

Молодцы! Спасибо за урок.

 

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Национальный фонд подготовки кадров. Проекты в сфере информатизации образования.
Курс подготовлен по технологии «Веб-Конструктор для образования».
Hosted by uCoz